Владимиръ - федеральный патриотический журнал
Историко-духовное возрождение

О традиционалистской тенденции современного русского языка (к вопросу о стереотипах общественного сознания)

Дискриминация женщины по половому признаку всегда в той или иной мере была присуща как российскому, так и советскому обществу.

Язык лишь отражал существующую действительность и закреплял это в своей грамматической системе. Сложившаяся в немецком языке поговорка: Женщине достаточно 4 “К” – Kirche, Kuchen, Kinder und Kullen – вполне отражала стереотипы восприятия образа женщины в обществе российском.

Логическим следствием является стереотипное заключение: “Русский язык для женщины не создан”. Для того чтобы в этом лишний раз убедиться, достаточно проанализировать некоторые категории регулярных родовых образований имён существительных, обозначающих профессии и должности, а также род занятий. Например, исключительно женскому ряду соответствуют: прачка, домработница, сиделка, няня, кухарка. Мужской вариант этих форм в литературном языке отсутствует. Более того, в общественном сознании данный вид деятельности ассоциируется только с образом женщины.

Любые проявления творческих способностей представительниц слабого пола должного отражения в языковом выражении не нашли и не закрепились в качестве нормативных. Существительные поэт, писатель, артист, художник, скульптор, музыкант, композитор, дирижёр принадлежат мужскому роду, их родо-половые пары если и существуют, то лишь в разговорной форме.

Провозглашенный большевиками образовательный стандарт, при котором “каждая кухарка должна научиться управлять государством”, мало что изменил в российской ментальности. Попытка кухарки получить образование и перейти в высшую страту приводил к тому, что её новый социальный статус вытеснялся из присущего ей родового поля и приобретал иную родовую принадлежность: студент, интеллигент, учитель, преподаватель, физик, юрист, адвокат, экономист, врач и т.д.

Но и выучившуюся женщину не ждали у кормила советской власти: стереотипы общественного сознания мешали включить женщину в сетку властных отношений. Следовательно, отсутствовала потребность в изменении укоренившихся языковых стереотипов: советник, секретарь, министр, председатель, президент женского рода не имеют.

Достаточно сильными традиционалистские тенденции оказались в сфере академической науки. Широко распространённое утверждение “Курица не птица, женщина не философ” ещё более возвеличивало мужское, не оставляя женщине надежды: аспирант, докторант, кандидат, доцент, доктор, профессор, член-корреспондент, академик.

Возникшие в середине XX в. новые области знания обогатили литературный язык, но не изменили ментальную обусловленность сознания русского общества, бытующего в рамках стереотипа “если женщина летает в космос, значит она занимается не своим делом”, в следствии чего возникли образования имён существительных мужского рода, не имеющих даже потенциальной родовой пары: инженер,  программист, режиссёр, космонавт.

Даже в названиях таких, казалось бы женских профессий, как парикмахер, модельер, дизайнер, стилист, визажист мужской род выступает общим для лиц обоего пола. Исключительно женскому варианту соответствуют существительные маникюрша, педикюрша.

Пережив эмансипацию и сексуальную революцию современная женщина, по выражению героини фильма “Берегите женщин”, “имеет такие же права, как и мужчина”. Она водит машину (водитель транспортного средства), стоит на страже закона (следователь, милиционер, инспектор), занимается политической и законотворческой деятельностью (депутат, политик), руководит предприятием (директор), однако так и не заслужила права обозначения принадлежности профессии своему роду, чему в немалой степени способствует традиционалистский характер общественного сознания.

Продолжение следует…

обозреватель журнала «Владимиръ»

Наталья  Дьякова

One comment
  1. Алексей

    Самое интересное равноправие — право не рожать, право курить, право делать карьеру и т.п. сомнительные права. Они необходимы для снижения рождаемости, рождения больных детей, разрушения института семьи и, опять же т.п. факторов. Сколько коренных россиян останется (в России) через 20 лет? Как изменится жизнь на Урале когда Дальний Восток и Сибирь будут (фактически) Российскими провинциями Китая? Мы движемся к точке невозврата. А может быть не надо думать об этом, устраивать побольше праздников типа «Мисс и мистер Контора», День святого Валентина, вообще весело жить?

Добавить комментарий