Заонежье традиционно известно большим количеством различных церковных зданий, построенных местными жителями в разные исторические эпохи. Сегодня историю возникновения монастырей и храмов на территории Карелии изучают краеведы и этнографы, однако они стали далеко не первыми, кто решил посвятить своё свободное время изучению этого вопроса.
В период Великой Отечественной войны территория Карелии была оккупирована финскими войсками. После начала оккупации в республику прибыли искусствовед Л. Петтерсон и архитектор О. Хелениус, задачей которых было изучение уникальных объектов русского деревянного зодчества на территории Заонежья.
В Карелию исследователи прибыли вместе с 7-й армией генерала Хеглунда. Обеспокоенные возможным разрушением историко-культурных памятников района во время активных боевых действий финские военные поручили Хелениусу и Петтерсону заняться изучением важных исторических объектов и составлением чертежей зданий.
Исследователи занимались порученной им работой до лета 1944 года, когда финская разведка доложила об активизации партизанских отрядов, целью которых было уничтожение деревянных памятников на территории всей Карелии. С этого момента начался массовый вывоз икон из церквей и часовен в город Петрозаводск. Вскоре из Заонежья было вывезено большинство икон. Кроме того, исследователи демонтировали «небеса» главной церкви острова Кижи и спрятали в каменном доме, приложив к ним сопровождающую записку, в которой на нескольких языках рассказывалось о происхождении и важности этих конструкций. Однако надежды ученых о том, что советские войска догадаются не сжигать каменный дом, не оправдались. Не отличающиеся сентиментальностью солдаты Красной Армии не только сожгли дом, но и разрушили его до основания. Причины этого поступка остались неизвестными.
Эвакуированные в Финляндию иконы сохранились, и после подписания мирного договора были возвращены в СССР. Однако советская сторона не удосужилась должным образом принять и распределить груз, поэтому доставленные в Петрозаводск иконы несколько дней пролежали прямо на вокзальной платформе, куда были выгружены из вагона. Стоит отметить, что до отправки церковных принадлежностей в СССР финны составили каталог собранных икон и провели небольшую выставку, используя их в качестве экспонатов.
После прибытия в Петрозаводск иконы были свалены в сарай, и пролежали в нём около года. Только летом 1945 года мастера Третьяковской галереи занялись восстановлением икон, некоторые из которых были порублены вокзальными дворниками и сожжены.
Многолетние исследования дали определённые результаты, в частности была создана диссертация на тему «Культовая архитектура Заонежья», изданная в 1950 году в Хельсинки. В 1989 году Петтерсон вновь посетил Заонежье и передал в музейный фонд республики сделанные им во время войны чертежи и обмеры Заонежских памятников, церквей и часовен. Научные труды Л. Петтерсона до сегодняшнего дня не переведены на русский язык.