Владимиръ - федеральный патриотический журнал
Историко-духовное возрождение

История православной Пасхи

Пасха, или Светлое Хрис­то­во Вос­кре­се­ние ‒ главный праздник христианской церкви, посвящённый воскрешению Иисуса Хри­с­та. Это событие является центральным в Священной истории. Сведения о нём содержатся во всех четырёх Еван­ге­ли­ях ‒ от Мат­фея, Мар­ка, Лу­ки и Иоан­на.

Название праздника

Христианский праздник получил название от слова «пасах», что в переводе с иврита значит «миновать», «пройти мимо» (отсюда ‒ Песах, или иудейская Пасха; отмечается в память исхода еврейского народа из Египта). В православной традиции слово приобрело иной смысл ‒ «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу».

Установление даты

Дата праздника ежегодно исчисляется по лунно-солнечному календарю. Со­г­ла­с­но решению первого Все­лен­с­ко­го собора Хри­с­ти­ан­ских церквей 325 года в Ни­кее (в настоящее время ‒ Из­ник, Тур­ция) Пас­ха должна отмечаться после иудейской ‒ в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, наступающего за весенним равноденствием. При этом если полнолуние выпадает на субботний или воскресный день, то она празднуется в следующее за ними воскресенье. Поэтому праздник не имеет постоянной календарной даты и приходится каждый год на разные дни ‒ как правило, между 4 апреля и 8 мая (22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю, или по старому стилю). Для их вычисления используется специальная методика (пасхалия), служащая для определения Пасхи, а также зависящих от неё церковных праздников и постов.

Даты празднования Пасхи у католиков и православных, как правило, различаются, так как западные христиане используют григорианский календарь, а восточные ‒ юлианский. Обычно католики встречают праздник раньше, однако раз в несколько лет католическая и православная Пасха совпадают (в последний раз ‒ в 2017 году).

Евангельские события

Сам момент воскрешения не описан в канонических новозаветных текстах. Священное Писание, а также некоторые апокрифические источники рассказывают лишь о событиях, связанных с этим библейским чудом.

После смерти Спасителя член Си­­не­д­­ри­­о­на и тайный ученик Христа Иосиф Ари­ма­фей­ский обратился к римскому на­ме­с­т­ни­ку, про­ку­ра­ту­ру Иудеи Пон­тию Пи­ла­ту с просьбой забрать тело усопшего. Получив разрешение, Иосиф похоронил Иисуса в своём склепе, расположенном в саду у Голгофы, и завалил вход в гробницу тяжёлой каменной плитой. Тело Спасителя было погребено в пятницу (Страстная, или Великая пятница), накануне иудейской Пасхи.

На рассвете третьего дня к пещере направились женщины ‒ ученицы Иис­у­са, которые прибыли вместе с ним в Иеру­са­лим из Га­ли­леи. Они хотели совершить ритуальное умащение тела усопшего специальными благовониями (миро). Подойдя к гробнице, женщины увидели, что камень у входа сдвинут, склеп пуст. В нём остались лишь погребальная плащаница и платок, которым иудеи закрывали лицо умершего. Жены-мироносицы первыми из последователей Хри­с­та узнали о чуде воскрешения и сообщили об этом остальным его ученикам. День, в который произошли эти события, ныне называется во­с­к­ре­сень­ем.

Символическое значение Пасхи

Вера в воскрешение Спа­си­те­ля из мёртвых является основной доктриной христианства. Считается, что Хри­­с­­тос, уме­р­ший на кресте и во­с­к­рес­ший спустя три дня, одержал победу над самой смер­тью. Учение о сошествии в ад основано на нескольких текстах из Свя­­щен­­но­­го Пи­са­ния, прежде всего на послании апостола Петра.

До пришествия Спа­си­те­ля, согласно христианскому вероучению, двери рая были закрыты для людей: и грешники, и праведники попадали в преисподнюю. На второй день после своей смерти (т. е. в Страстную, или Великую субботу) Иис­ус Хри­с­тос спустился в ад и освободил из него души вет­хо­за­вет­ных праведников и первых людей ‒ Ада­ма и Евы. Спа­си­тель также открыл путь на небеса для тех, кто уверовал в него. О сошествии Христа в ад верующие вспоминают на богослужениях в последнюю неделю перед Пасхой (Стра­с­ти Хри­с­то­вы).

Иконография

В византийской и древнерусской иконографии не изображается сам момент воскрешения, описания которого нет в новозаветных текстах. Для православной традиции каноническим является сюжет, связанный с сошествием Христа в ад и освобождением душ праведников и первых людей. Именно он отражает суть христианского учения о победе над смертью.

Пасхальные иконы условно делят на три типа: «Ана­с­та­сис», «Со­ше­с­т­вие во ад» и «Во­с­к­ре­се­ние Хри­с­то­во». Ико­но­гра­фия образа «Ана­с­та­сис» сложилась к Х веку: на иконах изображён Христос, стоящий на двух преломленных створках адских ворот, в окружении душ, которых он вывел из преисподней. В XI веке в западноевропейском искусстве возникло изображение «Сошествие во ад», на котором Спаситель спускается в чёрную бездну, протягивая руки людям, находящимся там.

Реже встречается другой тип иконы ‒ «Воскресение Христово», заимствованный из западноевропейской традиции XIV века. На ней изображен Христос, выходящий со знаменем в руке из открытой погребальной пещеры. Однако этот сюжет не является каноническим для Русской православной церкви. Обычно образ Христа, выходящего из гробницы, является составной частью более сложных композиций, которые включают в себя и сюжет о сошествии Спасителя в ад.

Добавить комментарий