Владимиръ - федеральный патриотический журнал
Историко-духовное возрождение

Консервативные принципы как основа государственной политики

Традиции консервативной мысли значимы для нашей страны. Они насчитывают не один десяток лет. К сожалению, многое из этого наследия незаслуженно забыто, фальсифицировано, выхолощено. 

В советские годы актуален был скорее не принцип преемственности и сохранения, а «разрушения до основания». Одним из примеров традиционного для советского общества отношения к консервативной идее можно считать следующий пассаж: «Консерватизм давно уже и с полным основанием стал синонимом косной политической силы, реакционной идеологии, враждебной просвещению, защищающей отжившие установления и порядки, препятствующей духовному и социальному раскрепощению человека, социальному прогрессу в целом».

В последние годы ситуация существенно изменилась. Общественные силы утвердились в необходимости прислушаться к пророчествам К. Победоносцева и И. Ильина, которые, опираясь на блестящее знание российской политической традиции, усматривали в ней специфику парламентской демократии и многопартийности и предупреждали о трудностях и проблемах транс¬формации России от коммунистической диктатуры к демократическому обществу. Думается, многое из этого наследия может и должно быть востребовано, многому придано актуальное звучание. Да и сам консерватизм с тех пор претерпел трансформации.

Сегодня в современном консерватизме органически сочетаются  две тенденции: уважение классического либерализма к свободе отдельного индивида и традиционная для консерваторов защита таких ценностей, как религия, семья, закон, порядок, протестантская этика.

Основополагающие принципы консервативной доктрины можно изложить в следующем порядке:

1. Идея сильной государственности. Государство активно участвует в регулировании всех сфер общественной жизни. В российской истории именно государство, государственная власть всегда брала на себя функцию движителя, генератора импульсов поступательного развития. Консерваторы открыто выступают как статисты, более того,  открыто признают патерналистское персонифицированное начало верховной власти в стране, ее харизматический характер.

2. Идея самостоятельности исторического пути России, невозможности некритического заимствования опыта развития других стран, приживления в нашей стране норм и институтов, укоренившихся в иных общественных условиях. В тоже время ни в коей мере консерваторы не склонны к изоляционизму и автаркии. Любой позитивный опыт должен быть изучен, но проведение его в жизнь допустимо только с учетом условий нашей страны.

3. Идея общества как сложной корпорации, системы, в которой все взаимосвязано и одновременно значим каждый элемент. Прежде чем что-либо менять и разрушать, нужно внимательно про¬думать и просчитать всю цепь последствий, по возможности минимизировать инновационные риски, сопутствующие любому преобразованию. Именно учет рисков отличает консервативное мышление.

4. Представления о гражданстве и подданстве,  которые в консервативной идеологии весьма своеобразны. Сторонники западного либерализма жестко противопоставляют позицию гражданина и подданного. Известные политологи, в частности, высказывались о некоторых парламентских выборах как о триумфе подданнических умонастроений в обществе и свидетельстве крайней незрелости гражданского сознания (например, история выборов в Приморском крае, Башкортостане, Татарстане, других регионах).  Характерно, что консерваторы, особенно российские, никогда не различали и тем более не противопоставляли друг другу гражданство и подданство. Более того, один из главных идеологов консерватизма кн. В. Мещерский даже на¬звал свой журнал «Гражданин». Все дело здесь в различии подходов к определению понятия гражданства.

В либеральной доктрине под гражданской позицией понимается крайне индивидуалистическое осмысление себя как носителя определенных прав и свобод и отношение к государству как институту, защищающему эти права и свободы, институту, с которым гражданин заключил договор. Эта позиция опирается на зрелые традиции и культуру обладания собственностью.

В России значимым является такое понимание гражданства, как служение Отечеству, как долг по отношению к обществу и власти. Россияне только недавно стали осознавать себя в качестве носителей прав и свобод,  недолог срок формирования отношений частной собственности, через опыт обладания которой прошла ничтожно малая часть российского общества, применительно к  которой нет оснований говорить о культуре владения этой собственностью. Эту специфику осмысления гражданской позиции россиян необходимо учитывать при выстраивании государственной политики не утверждая при этом, что,  россиянин может стать полноценным гражданином только когда изживет или  убьет в себе подданного. Следует прислушаться к толкованию гражданской позиции Н. Карамзиным, М. Погодиным, В. Мещерским. Гражданин России – это человек знающий и уважающий историю своей страны, чтящий  своих предков и их деяния, осознающий свой долг по отношению к обществу и ощущающий себя неотъемлемой частью общества.

5. Проблема осмысления национально-государственного интереса. Один из консерваторов  писал: «…теперь нам нужно света, как можно более света, чтобы найтись в путанице дел и разобраться в своих интересах… только истинный национальный интерес, тесно связанный с нашим государственным существованием, заслуживает охраны. Россия, хранящая в недрах своих несметные богатства, не может в угоду каким бы то ни было доктринам оставаться в униженном и нищенском положении, в которое привели ее эти доктрины, рабски примятые. При национальном направлении нашей политики внутри и вне,  при разумной и зоркой заботливости правительства, при оживлении народного труда мы несомненно поправим наши обстоятельства и сбросим с себя тяжкую, изнурительную и постыдную зависимость от других стран. Политика национальная не требует разобщения: она понуждает, напротив, к сближению с другими, как в политических, так и в хозяйственных делах, но на основании взаимности, не выпуская из виду пользы всей страны, которая должна быть для правительства дороже всего». Трудно представить, что эти строки были написаны более ста лет назад.

6. Рассмотрение семьи в качестве главной опоры общества как постулат консервативной идеологии. Прочность семейных уз, семейного быта, поддержание традиционных семейных устоев всегда выступали у консерваторов в качестве главного приоритета государственной политики. Проблемы семьи, внутрисемейных отношений, воспитания подрастающего поколения и в наши дни должны занять не последнее место в построении иерархии ценностей. Нерешенные проблемы семьи как социального института привели к  дискредитации самой сути понятия «семья»,  что отнюдь не способствует его упрочению.

7. Роль школы, которой консерваторы уделяют значительное внимание. Высказываясь о будущей образовательной политике необходимо обратить внимание на то, что школа должна не только передавать определенную сумму знаний, но, что немаловажно, воспитывать в духе гражданственности и патриотизма. Следует возродить, реанимировать воспитательную роль школы, восстановить систему воспитательной работы, обратить внимание на программы курсов гуманитарных знаний и не заниматься заимствованиями западных технологий обучения, слабо адаптированных к российским реалиям. Содержание школьного образования, подъем авторитета школы в общественной жизни – все это должно стать частью государственной политики. Важно обратить внимание на характер социализации личности молодого человека, восприятие им принятых норм общежития, адаптацию в мультикультурном пространстве, формирование у него позитивной жизненной программы и активной позиции. От того, какие ценности воспримут наши дети, зависит в конечном счете будущее страны.

8. Ценностью для консерватора всегда выступает прошлое, история. Актуальным пунктом государственной политики, думается, должно стать  акцентирование важности отечественного исторического опыта, апеллирование к прошлым достижениям и победам. И. Сталин в годы Великой Отечественной войны  учредил ордена Александра Невского и Нахимова, торжественно отметил в 1947 г. 800-летие Москвы, а в ряде  выступлений обращался к страницам славного исторического прошлого народа. Необходимо искать в прошлом опору. Консерватизм проповедует сохранение прошлого как моральный долг перед будущими поколениями.

9. Власть и церковь –  важная проблема для консерваторов. В последние годы практически все российские руководители наглядно демонстрировали свою лояльность к православной церкви и другим ведущим конфессиям. Патриархи Алексий II и Кирилл активно участвовали в целом ряде важнейших политических мероприятий. Вступая в должность исполняющего обязанности президента Российской Федерации, первое лицо Российской Федерации принимает благословение Патриарха Всея Руси. Это символично и вполне соответствует духу и букве консерватизма. Важно поддержать усилия церкви в борьбе за возрождение нравственных ценностей и остановить проникновение в страну тоталитарных сект, сомни¬тельных миссий и миссионеров.

Актуальны идея охраны окружающей среды, единства человека и природы, нравственного совершенствования личности, приведшие к новому  расширению круга его приверженцев в 1990-е и 2000-е гг. во всем мире.

Перечень не исчерпывает всего содержания политической доктрины консервативной мысли,  но подтверждает слова столетней давности: «Консерватор – человек-труженик, человек с религией, человек с правильным пониманием о свободе, человек, любящий свою родину и своего ближнего, человек, мыслящий так, как мыслили его дед и отец. Вот они-то, а вовсе не либералы двигают тихо и почти незаметно жизнь вперед. Они сосуды, сберегающие завет русской веры, русской народности, русской семьи и будущности своего государства».

Несомненно, провозглашение государственного общеполитического курса на возрождение державности предполагает не только знание истории русского государственного строительства, но прежде всего  понимание специфики традиционных консервативных принципов и ценностей, являющихся устоявшимися национальными составляющими и во многом способствовавших становлению Великой России.

Дьякова Наталья 

обозреватель журнала «Владимиръ»

Добавить комментарий